ПУРИМ 2010 В ХАБАДСКОЙ СИНАГОГЕ ТКОА

Помещаю на этой странице текст свитка Эстер, который каждый еврей во время Пурима должен прослушать дважды. Подробности о смысле, истории, галахе и обычаях этого праздника см. здесь. Оттуда же взят и текст Мегилат Эстер в русском переводе и "Объяснение скрытого смысла двух зaповедей, которые мы исполняем в праздник Пурим". А также фотографии, сделанные по ходу праздника в хабадской синагоге посёлка Ткоа (Иудея) в 15 км к югу от Иерусалима.

Михаил Польский, редактор
 

1. ДОБРОЕ УТРО 14 адара 5770 (28 ФЕВРАЛЯ 2010)!
ЧТО ДЕЛАЮТ В ЭТО УТРО ЕВРЕИ? ШАХАРИТ И ЧТЕНИЕ МЕГИЛАТ ЭСТЕР...


1

Свиток Эстер («Мегилат Эстер»)

Сказали наши мудрецы, что после прихода Мошиаха, будут отменены все Книги Пророков и Писаний — за исключением Книги Эстер, существование которой столь же незыблемо, как и существование пяти Книг Торы.

Каждый мужчина и каждая женщина обязаны прослушать чтение книги Эстер («Мегилат Эстер» или Свитка Эстер) в Пурим дважды — ночью и утром. Подробнее читайте в статье «Пурим: история и обычаи». Оригинал Свитка Эстер в формате pdf (9M).

Предлагаем вам текст Книги Эстер:


«Мегилат Эстер» — Свиток Эстер — глава 1 >>>


2

(1) И было во дни Ахашвероша, — это Ахашверош, что правил от Оду и до Куша над ста двадцатью семью областями, — (2) В то время, когда король Ахашверош воссел на королевский престол свой, что в крепости Шушан, (3) В третий год правления своего устроил он пир для всех сановников своих и рабов (придворных) своих: (начальников) войска Параса и Мадая, (для) знатных и правителей областей, что (явились) к нему, (4) Показывая богатство славного королевства своего и блеск великолепия (и) величия своего (в течение) многих дней — ста восьмидесяти дней. (5) А по истечении этих дней устроил король для всего народа, что был в крепости Шушан, от мала до велика, семидневный пир на садовом дворе королевского дворца. (6) (Занавеси) из белой ткани, хлопка и синеты закреплены были белыми льняными и пурпурными шнурами на серебряных прутьях и на мраморных колоннах; золотые и серебряные ложа (стояли) на полу из красного, синего, белого и черного мрамора. >>>

2
3

(7) Напитки подавались в золотых сосудах и в посудинах разной формы, и вина королевского было вдоволь, с королевской щедростью. (8) А питье (шло) чинно, никто не принуждал, потому что так приказал король всем управляющим дома своего — чтобы поступали они по воле каждого. (9) (И) королева Вашти тоже устроила пир для женщин во дворце короля Ахашвероша. (10) На седьмой день, когда хорошо стало на сердце у короля от вина, приказал он Меуману, Бизте, Харвоне, Бигте и Авагте, Зэйтару и Каркасу, — семерым евнухам, состоявшим на службе у короля Ахашвероша, — (11) Привести пред лицо короля королеву Вашти в венце, чтобы показать народам и сановникам красоту ее, так как была она хороша собой. (12) Но не захотела королева Вашти придти по повелению короля, (данному) через евнухов. И весьма разгневался король, и возгорелась в нем ярость его. (13) И сказал король мудрецам, ведавшим былое, — ибо таков был обычай короля — (советоваться) со всеми теми, кто знал закон и право; (14) А приближенными к нему (были): Каршена, Шейтар, Адмата, Таршиш, Мерес, Марсна, Мемухан — семеро сановников Параса и Мадая, которые (могли) лицезреть короля и сидели (перед королем) первыми в королевстве, — (15) Как по закону поступить с королевой Вашти, за то что не исполнила она повеления короля Ахашвероша, (переданного) через евнухов? >>>


4

(16) И сказал Мемухан пред королем и сановниками: не только пред королем одним провинилась королева Вашти, а перед всеми сановниками и перед всеми народами, что во всех областях короля Ахашвероша, (17) Потому что этот поступок королевы приведет к тому, что все жены перестанут уважать мужей своих, говоря: король Ахашверош повелел привести королеву Вашти пред лицо свое, а она не пришла. (18) А ныне жены сановников Параса и Мадая, которые слышали о поступке королевы, будут говорить (то же) всем королевским сановникам; и позора и ярости будет предостаточно. (19) Если угодно (будет) королю, то пусть издаст он королевское повеление, — и да будет записано оно среди законов Параса и Мадая, и да не будет отменено, — о том, чтобы Вашти не появлялась (более) пред королем Ахашверошем, а король передаст ее королевский сан другой, которая лучше ее. (20) А (когда) постановление короля, которое он издаст, будет доведено до слуха всего королевства его, как ни велико оно, то все жены будут оказывать уважение мужьям своим, от знатного до простого. (21) И понравилось слово это королю и сановникам, и поступил король по слову Мемухана, (22) И разослал он письма во все королевские области, в каждую область — письменами ее и каждому народу — на языке его, (о том,) чтобы каждый муж был господином в доме своем и чтобы говорил он на языке народа своего. >>>


5

«Мегилат Эстер» — Свиток Эстер — глава 2


(1) После этих событий, когда утих гнев короля Ахашвероша, вспомнил он о Вашти, и о том, что она сделала, и о том, что было решено о ней. (2) И сказали отроки короля, прислуживавшие ему: пусть бы поискали для короля молодых девиц, красивых видом, (3) И пусть бы назначил король во всех областях королевства своего распорядителей, и собрали бы они всех молодых девиц, красивых видом, в крепость Шушан, в женский дом под надзор Эйге, королевского евнуха, стража жен, и пусть бы выдавали им (нужные) им притирания. (4) И девица, которая понравится королю, пусть будет королевой вместо Вашти. И понравилось это королю, и он так и сделал. (5) Был в крепости Шушан один Иудей по имени Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша из колена Биньяминова, (6) Который был изгнан из Йерушалайима с пленниками, изгнанными вместе с Йехония, королем Иудейским, которого изгнал Невухаднэццар, царь Бавельский. (7) И был он воспитателем Адассы, она же Эстер, дочери дяди своего, так как не было у нее ни отца, ни матери; а девица эта была красива станом и хороша видом, и по смерти отца ее и матери ее взял ее Мордехай себе в дочери. (8) И было, когда объявлено было повеление короля и указ его, и когда собрано было множество девиц в крепость Шушан под надзор Эгая, взята была (и) Эстер в королевский дом под надзор Эгая, стража жен. >>>


6

(9) И понравилась ему (королю) эта девица, и снискала она его расположение, и поспешил он доставить ей притирания ее и выдать ей часть (яств), предназначенных ей, и (приставить) к ней из королевского дома семерых девиц, достойных ее; и перевел он ее и девиц ее в лучшее (помещение) женского дома. (10) Не рассказывала Эстер о народе своем, ни о происхождении своем, потому что Мордехай велел ей, чтобы она не рассказывала. (11) И каждый день Мордехай прохаживался перед двором женского дома, чтобы узнать о здоровье Эстер и о том, что с ней делается. (12) А когда наступала очередь каждой девице войти к королю Ахашверошу, — после того, как в течение двенадцати месяцев с нею (делали) все то, что (предписано) законом о таких женщинах; ибо столько времени длились притирания их: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев благовониями и женскими притираниями, — (13) То вот как входила девица к королю: все, что бы она ни попросила, давали ей, чтобы она (могла) придти с этим из женского дома в дом короля. >>>


7

(14) Вечером входила она, а утром выходила в другой женский дом под надзор Шаашгаза, королевского евнуха, стража наложниц; больше не входила она к королю, разве только, если бы король пожелал ее, (тогда) она была бы позвана по имени. (15) И когда пришла очередь Эстер, дочери Авихайла, дяди Мордехая, который взял ее себе в дочери, идти к королю, (то) не просила она ничего, кроме того, о чем сказал ей Эгай, королевский евнух, страж жен. И понравилась Эстер всем видевшим ее. (16) И взята была Эстер к королю Ахашверошу в королевский дом его в десятом месяце, то есть в месяце Тевете, на седьмом году его правления. (17) И полюбил король Эстер больше всех жен, и снискала она его расположение и благосклонность больше всех девиц, и возложил он королевский венец на голову ее, и сделал ее королевой вместо Вашти. (18) И устроил король большой пир для всех сановников своих и рабов (придворных) своих, пир (в честь) Эстер, и облегчил (налоги) областям, и раздал дары с королевской щедростью. (19) И когда во второй раз собраны были девицы, и Мордехай сидел у королевских ворот, (20) Эстер (все еще) не рассказала о происхождении своем и о народе своем, как велел ей Мордехай. А слово Мордехая Эстер выполняла так же, как тогда, когда была у него на воспитании. (21) В те дни, когда Мордехай сидел у королевских ворот, Бигтан и Тереш, два евнуха из стражей входа, озлились и замыслили наложить руку на короля Ахашвероша. (22) И стало известно об этом Мордехаю, и сообщил он королеве Эстер, а Эстер рассказала королю от имени Мордехая. (23) И расследовано было это дело, и обнаружено, (что это так,) и повесили тех обоих на дереве. И вписано было (это) на глазах у короля в книгу летописи. >>>


8

«Мегилат Эстер» — Свиток Эстер — глава 3


(1) После этих событий король Ахашверош возвеличил Амана, сына Амдаты, Агагиянина, и вознес его, и положил ему место выше всех тех сановников, которые были при нем. (2) И все служители королевские, что (были) у королевских ворот, становились на колени и падали ниц пред Аманом, ибо так повелел о нем король; а Мордехай не становился на колени и не падал ниц. (3) И говорили Мордехаю служители королевские, что (были) у королевских ворот: зачем ты преступаешь повеление королевское? (4) И было: (после того), как говорили они ему изо дня в день, а он не слушал их, то рассказали (об этом) Аману, чтобы посмотреть, устоит ли в слове (своем) Мордехай, потому что он сказал им, что он Иудей. (5) И увидел Аман, что Мордехай не становится на колени и не падает ниц, и преисполнился Аман ярости. (6) И счел презренным (для себя) наложить руку на одного Мордехая, ибо рассказали ему, из (какого) народа Мордехай. И задумал Аман истребить народ Мордехая, всех Иудеев во всем королевстве Ахашвероша. (7) В первый месяц, то есть в месяц Нисан, в двенадцатый год (правления) короля Ахашвероша, бросали пред Аманом «пур», то есть жребий, изо дня в день и из месяца в месяц (до) двенадцатого (месяца), он же месяц Адар. (8) И сказал Аман королю Ахашверошу: во всех областях королевства твоего есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный (от них); и законы у него иные, чем у всех народов, а законов короля они не выполняют, и королю не стоит оставлять их (жить в стране). >>>


9

(9) Не угодно ли будет королю (дать) предписание уничтожить их? А я отвешу в руки служителей (короля) десять тысяч талантов серебра, чтобы внести в казну королевскую. (10) И снял король перстень свой с руки своей, и отдал его Аману, сыну Амдаты, Агагиянина, врагу Иудеев. (11) И сказал король Аману: серебро это отдано тебе, а также народ, чтобы ты поступил с ним, как тебе угодно. (12) И призваны были писцы королевские в первый месяц, в тринадцатый день его, и предписано все, как приказал Аман, сатрапам королевским, и начальникам областей, что над каждой областью, и сановникам каждого народа, каждой области — письменами ее и каждому народу на языке его; написано было (это) именем короля Ахашвероша и скреплено (печатью) перстня королевского. (13) И разосланы были письма с гонцами во все области королевские, чтобы истребить, убить и погубить всех Иудеев: от отрока до старца, (и) детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить. (14) Список с указа этого (следует) передать в каждую область как закон, объявленный всем народам, чтобы были они готовы к этому дню. (15) Спешно отправились гонцы по слову королевскому, и объявлен был указ этот в крепости Шушан; и король с Аманом сели пить, а город Шушан был в смятении. >>>


10

«Мегилат Эстер» — Свиток Эстер — глава 4


(1) И знал Мордехай обо всем, что делалось, и разорвал Мордехай одежды свои, и возложил на себя вретище и пепел; и вышел он на средину города, и закричал криком великим и горестным. (2) И дошел он до королевских ворот, так как нельзя было входить в королевские ворота во вретище. (3) И в каждой области, на месте, куда доходило слово королевское и указ его, — скорбь великая у Иудеев, и пост, и плач, и причитание; и были вретище и пепел постелью для многих. (4) И пришли служанки Эстер и евнухи ее, и рассказали ей, и королева очень испугалась; и послала она одежды, чтобы одеть Мордехая и снять с него вретище, но он не принял (этого). (5) И позвала Эстер Атаха, (одного) из евнухов короля, которого он приставил к ней, и приказала ему узнать у Мордехая, что это (значит) и отчего это. (6) И пошел Атах к Мордехаю на городскую площадь, что перед королевскими воротами, (7) И рассказал ему Мордехай обо всем, что с ним случилось, и о серебре, которое Аман обещал отвесить в королевскую казну за истребление Иудеев. (8) И дал он ему список с написанного указа, объявленного в Шушане, об истреблении их, чтобы показать Эстер, и рассказать ей (обо всем), и велеть ей пойти к королю, чтобы умоляла она его (о милости) и просила его о народе своем. (9) И пришел Атах, и пересказал Эстер слова Мордехая. >>>


11

(10) И сказала Эстер Атаху, и велела ему (передать) Мордехаю: (11) Все служители короля и народ областей королевских знают, что для каждого мужчины или женщины, которые придут незванными во внутренний двор к королю, один закон для них — смертная кара; только тот, кому протянет король свой золотой скипетр, тот останется в живых. А я не звана была к королю вот уже тридцать дней. (12) И пересказали Мордехаю слова Эстер. (13) И сказал Мордехай в ответ Эстер: не полагай в душе своей, что спасешься в доме королевском (одна) из всех Иудеев. (14) Ибо если ты промолчишь в такое время, (то) спасение и избавление придут к Иудеям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнете; и кто знает, не для такой ли поры и достигла ты (силы) (достоинства) королевского, (15) И сказала Эстер в ответ Мордехаю: (16) Иди, собери всех Иудеев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня — ни ночью, ни днем; и я со служанками моими (тоже) буду так же поститься, а потом пойду к королю, хотя это и не по закону, и если уж погибать мне, то погибну. (17) И перешел Мордехай (реку, отделявшую крепость Шушан от города), и сделал все так, как велела ему Эстер. >>>


12
«Мегилат Эстер» — Свиток Эстер — глава 5


(1) И было: на третий день оделась Эстер по-королевски и стала во внутреннем дворе королевского дома против дома короля; а король сидел на престоле своем в доме против входа в дом. (2) И было: когда увидал король королеву Эстер, стоявшую во дворе, снискала она милость его; и простер король к Эстер золотой скипетр, что в руке его, и подошла Эстер, и коснулась конца скипетра. (3) И сказал ей король: что у тебя, королева Эстер, и в чем просьба твоя? Хоть полцарства (проси), — и (оно) тебе будет дано. (4) И сказала Эстер: если угодно (будет) королю, то пусть придет сегодня; король с Аманом на пир, который я для него приготовила. (5) И сказал король: поторопите Амана, чтобы сделать по слову Эстер. И пришел король с Аманом на пир, который приготовила Эстер. (6) И сказал король Эстер в (то время,) как пили вино: (скажи,) что за желание у тебя? И будет оно исполнено. И в чем просьба твоя? Хоть полцарства (проси), — и выполнено будет. (7) И отвечала Эстер, и сказала: желание мое и просьба моя: (8) Если снискала я милость в глазах короля, и если угодно королю исполнить желание мое и выполнить просьбу мою, то пусть придет король с Аманом (и завтра) на пир, который я приготовлю для них, и завтра сделаю я по слову короля.>>>

13

 (9) И вышел Аман в тот день веселый и благодушный, но когда увидел Аман Мордехая у королевских ворот, и тот не встал и не двинулся (с места) пред ним, то исполнился Аман гневом на Мордехая, Но сдержался Аман и пошел в дом свой. (10) И послал он позвать друзей своих и жену свою Зэрэш. (11) И рассказал им Аман о великом богатстве своем, и о множестве сыновей своих, и обо всем том, как возвеличил его король и как вознес его над сановниками и служителями королевскими. (12) И сказал Аман: да и королева Эстер никого, кроме меня, не позвала с королем на пир, который она приготовила, а также и на завтра зван я к ней с королем. (13) Но все это ничего не значит для меня, пока вижу я Мордехая Иудея сидящим в воротах королевских . (14) И сказала ему Зэрэш, жена его, и все друзья его: пусть приготовят дерево высотой в пятьдесят локтей, а утром скажи королю, чтобы повесили на нем Мордехая, и веселым иди с королем на пир. И понравилось слово это Аману, и приготовил он дерево. >>>


14
«Мегилат Эстер» — Свиток Эстер — глава 6


(1) В ту ночь не спалось королю, и повелел он принести памятную книгу летописи, и читали ее королю. (2) И найдена была запись о том, как рассказал Мордехай о Бигтане и Тереше, (о) двух евнухах королевских из стражей входа, которые замыслили наложить руку на короля Ахашвероша. (3) И сказал король: что было сделано для Мордехая (в знак) почета и уважения за это? И сказали отроки короля, прислуживавшие ему: ничего не было сделано для него. (4) И сказал король: кто на дворе? А Аман пришел (тогда) на внешний двор дома королевского, чтобы предложить королю повесить Мордехая на том дереве, которое он приготовил для него. (5) И отроки короля сказали ему: вот Аман стоит на дворе. И сказал король: пусть он войдет. (6) И вошел Аман, и сказал ему король: что бы сделать для того человека, которому король хочет оказать почет? И сказал Аман в сердце своем: кому, кроме меня, захочет король оказать почет! (7) И сказал Аман королю: (тому)человеку которому захочет король оказать почет, (8) Пусть принесут одеяние королевское, которое надевал король, и (приведут) коня, на котором ездил король, и на голову которого возложен был королевский венец. >>>

15

(9) И пусть дадут одеяние и коня в руки одному из знатных сановников, и пусть оденут того человека, которому хочет король оказать почет, и выведут его на коне на городскую площадь, и возглашают перед ним: вот что делают для того человека, которому король желает оказать почет! (10) И сказал король Аману: возьми скорее одеяние и коня и сделай так, как сказал ты, для Мордехая Иудея, сидящего у королевских ворот; не упусти ничего из всего того, о чем ты говорил. (11) И взял Аман одеяние и коня, и одел Мордехая, и вывел его на коне на городскую площадь, и возглашал пред ним: вот что делают для того человека, которому король желает оказать почет. (12) И возвратился Морд охай к королевским воротам, а Аман поспешил к себе домой, удрученный и покрыв голову. (13) И рассказал Аман Зэрэш, жене своей, и всем друзьям своим обо всем, что с ним случилось. И сказали ему мудрецы его и Зэрэш, жена его: если Морд охай, пред которым ты начал падать, из потомков Иудеев, то не одолеешь его, а неминуемо падешь пред ним. (14) Они еще говорили с ним, как пришли евнухи королевские и поспешно увели Амана на пир, который приготовила Эстер. >>>


16

«Мегилат Эстер» — Свиток Эстер — глава 7


(1) И пришел король с Аманом пировать с королевой Эстер. (2) И в (этот) второй день сказал король Эстер (в то время,) когда пили вино: (скажи), что за желание у тебя, королева Эстер? И будет оно исполнено. И в чем просьба твоя? Хоть полцарства (проси), — выполнено будет. (3) И отвечала королева Эстер, и сказала: если снискала я милость в глазах твоих, король, и если угодно королю, то пусть будет дарована мне жизнь моя — по желанию моему, и (жизнь) народа моего — по просьбе моей, (4) Потому что отданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. Если бы проданы были мы в рабы и в рабыни, я молчала бы, хотя враг и не стоит ущерба короля. (5) И отвечал король Ахашверош, и сказал королеве Эстер: кто это и где он, тот, что осмелился сделать так? (6) И сказала Эстер: недруг и враг — это злобный Аман. И затрепетал Аман пред королем и королевой. (7) И в гневе своем поднялся с пира король, и (вышел) в дворцовый сад; а Аман стал просить королеву Эстер о жизни своей, ибо видел, что решена ему королем злая участь. (8) Когда вернулся король из дворцового сада в дом пира, то Аман припадал к ложу, на котором была Эстер. И сказал король: неужели еще и королеву насиловать (будет он) у меня в доме? Вышло слово это из уст короля, — и накрыли лицо Аману. (9) И сказал королю Харвона, один из евнухов: вот и дерево высотой в пятьдесят локтей, которое приготовил Аман для Мордехая, говорившего во благо королю, стоит у дома Амана. И сказал король: повесьте его на нем! (10) И повесили Амана на дереве, которое приготовил он для Мордехая. И гнев короля утих. >>>


17
«Мегилат Эстер» — Свиток Эстер — глава 8


(1) В тот же день отдал король Ахашверош королеве Эстер дом Амана, врага Иудеев, а Мордехай предстал пред королем, так как рассказала Эстер кем он ей (приходится). (2) И снял король перстень свой, который отнял он у Амана, и отдал его Мордехаю. А Эстер поставила Мордехая (управителем) дома Амана. (3) И опять говорила Эстер с королем, и пала к ногам его, и плакала, и молила его отменить злой (указ) Амана Агагиянина и замысел его, что задумал он против Иудеев. (4) И протянул король Эстер золотой скипетр, и поднялась Эстер, и стала пред королем, (5) И сказала: если угодно королю, и если снискала я милость его, и если дело это правое (на взгляд) короля, и если нравлюсь я ему, то пусть бы написано было, чтоб возвращены были бы письма с замыслом Амана, сына Амдаты, Агагиянина, которые написал он, об истреблении Иудеев во всех областях королевских. (6) Потому что как смогу я видеть бедствие, которое постигнет народ мой, и как смогу я видеть гибель рода моего? (7) И сказал король Ахашверош королеве Эстер и Мордехаю Иудею: вот, отдал я Эстер дом Амана, а его повесили на дереве, за то что поднял он руку свою на Иудеев. (8) А вы напишите о Иудеях то, что вам угодно, именем короля и скрепите (печатью) перстня королевского, потому что того, что написано именем короля и скреплено перстнем королевским, нельзя отменить. >>>

18

 (9) И призваны были в ту пору писцы королевские, в третий месяц, то есть в месяц Сиван, в двадцать третий день его, и написано было все так, как приказал Мордехай, — Иудеям, сатрапам и начальникам, и правителям областей, что от Оду и до Куша — ста двадцати семи областям, каждой области письменами ее и каждому народу на языке его, и Иудеям — письменами их и на языке их. (10) И написал он именем короля Ахашвероша, и скрепил (печатью) перстня королевского, и отправил письма с верховыми гонцами, ездившими верхом на рысаках королевских с конных заводов, (11) О том, что король разрешил Иудеям каждого города собраться и встать на защиту жизни своей: истреблять, убивать и губить всех вооружившихся из народа и из области, тех, кто (готов) напасть на них, — с детьми и женами, и разграбить имущество их (12) В один день во всех областях короля Ахашвероша, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара. (13) Список с указа этого (следует) передать в каждую область как закон, объявляемый всем народам; и чтобы Иудеи были к этому дню готовы мстить врагам своим. (14) Гонцы верхом на королевских рысаках быстро и спешно выехали по слову короля. Указ же был дан в крепости Шушан. (15) А Мордехай вышел от короля в королевском одеянии из синеты и белой ткани, и в большом золотом венце, и в мантии из белого льна и багряницы. И город Шушан возликовал и возрадовался. (16) И настала для Иудеев (пора) просвета и радости, и веселья, и почета. (17) И в каждой области, и в каждом городе, всюду, куда доходило слово королевское и указ его, — радость и веселье у Иудеев, пиршество и праздник. И многие из народов страны стали Иудеями, потому что охватил их страх пред Иудеями. >>>


19

«Мегилат Эстер» — Свиток Эстер — глава 9


(1) В двенадцатый месяц, то есть в месяц Адар, в тринадцатый день его, когда наступило время исполниться повелению короля и указу его, в день, когда враги Иудеев надеялись одолеть их, а обернулось оно так, что сами Иудеи одолели недругов своих, (2) Собрались Иудеи в городах своих, во всех областях короля Ахашвероша, чтобы наложить руку на тех, кто желал им зла; и никто не устоял против них, ибо страх пред ними охватил все народы. (3) И все правители областей, и сатрапы, и начальники областей, и исполнители дел королевских поддерживали Иудеев, ибо охватил их страх перед Мордехаем, (4) Потому что был Мордехай велик в доме королевском, и слух о нем прошел по всем областям, так как этот человек, Мордехай, становился все более влиятельным. (5) И перебили Иудеи всех врагов своих ударом меча, убивая и истребляя, и поступая с недругами своими по воле своей. (6) И в крепости Шушан погубили Иудеи, убив, пятьсот человек. (7) И Паршандату, и Далфона, и Аспату, (8) И Порату, и Адалью, и Аридату,
(9) И Пармашту, и Арисая, и Аридая, и Вайзату (10) — Десятерых сыновей Амана, сына Амдаты, врага Иудеев, убили они, а на грабеж не простерли руки своей. (11) В тот же день донесли королю о числе убитых в крепости Шушан. >>>

2. ДОБРЫЙ ВЕЧЕР ТОГО ЖЕ ДНЯ.
ЧТО ДЕЛАЮТ ЕВРЕИ?
... ЧТОБЫ НЕ ОТЛИЧИТЬ ПРАВЕДНОГО МОРДЕХАЯ ОТ ЗЛОДЕЯ АМАНА! ...

20

(12) И сказал король королеве Эстер: в крепости Шушан погубили Иудеи, убив, пятьсот человек и десятерых сыновей Амана; что же сделали они в остальных областях королевских!.. (Скажи,) что же за желание у тебя? И будет оно исполнено. И о чем еще просишь ты? И будет это выполнено. (13) И сказала Эстер: если угодно королю, то пусть бы и завтра разрешено было Иудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня; а десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве. (14) И сказал король, чтобы так и было сделано, и дан был указ в Шушане, и повесили десятерых сыновей Амана. (15) Также и в четырнадцатый день месяца Адара собрались Иудеи, которые в Шушане, и убили в Шушане триста человек, а на грабеж не простерли руки своей. (16) И остальные Иудеи, которые в областях королевских, собрались, чтобы отстоять от врагов своих жизнь свою и покой, и убили из врагов своих семьдесят пять тысяч (человек), а на грабеж не простерли руки своей. (17) (Так было) в тринадцатый день месяца Адара, а в четырнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья. >>>


21
(18) А Иудеи, которые в Шушане, собирались в тринадцатый день этого (месяца) и в четырнадцатый день его; а в пятнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья. (19) Поэтому Иудеи-горожане, живущие в открытых городах, делают четырнадцатый день месяца Адара (днем) веселья и пиршества, и днем праздника и посылки подарков друг другу. (20) И описал Мордехай эти события, и разослал письма ко всем Иудеям, которые (живут) во всех областях короля Ахашвероша, ближним и дальним, (21) Чтобы обязались сделать четырнадцатый день месяца Адара и пятнадцатый день его из года в год, — (22) Как дни, в которые (добились) Иудеи покоя от врагов своих, и (как) месяц, что обратил для них печаль в радость и скорбь в праздник, — сделать их днями пиршества и веселья, и посылания яств в дар друг другу и подарков бедным. (23) И приняли Иудеи то, что (сами) уже начали делать, и о чем писал им Мордехай: (24) Как Аман, сын Амдаты, Агагиянина, враг всех Иудеев, задумал погубить Иудеев и бросал пур, то есть жребий, чтобы запугать их и погубить их; (25) И как предстала (Эстер ) пред королем, (как) приказал он в письме: да обратится злой замысел (Амана), что задумал он против Иудеев, на его же голову! И повесили его и сыновей его на дереве. >>>

22

(26) Поэтому и назвали эти дни «пурим», по названию «пур». Потому согласно всем словам письма этого и тому, что видели (сами), и тому, что постигло их, (27) Установили Иудеи, и взяли на себя и на потомков своих, и на всех, присоединяющихся к ним, непременно из года в год праздновать эти два дня, как предписано было о них, и в установленное для них время. (28) И дни эти памятны и празднуемы, из рода в род в каждой семье, в каждой области ив каждом городе; и эти дни Пурима не будут отменены среди Иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их. (29) И писала королева Эстер, дочь Авихайла, и Мордехай Иудеи о силе (важности этих событий), о том, чтобы исполнили это второе письмо о Пуриме. (30) И послал письма ко всем Иудеям в сто двадцать семь областей королевства Ахашвероша (со) словами мира и правды, (31) Чтобы соблюдали (они) эти дни Пурима в (назначенное) для них время, как установил для них Мордехай Иудеи и королева Эстер и как сами они установили для себя и для потомков своих в отношении поста и молитвы. (32) И повеление Эстер подтвердило это слово о Пуриме, и было оно вписано в книгу. >>>


23
«Мегилат Эстер» — Свиток Эстер — глава 10


(1) И обложил налогом король Ахашверош страну и острова морские. (2) А все деяния могущества его и доблести его, и подробный рассказ о возвышении Мордехая, о том, как возвеличил его король, — все это вписано в книгу летописи царей Мадая и Параса, (3) Потому что Мордехай Иудей был вторым (после) короля Ахашвероша, и великим среди Иудеев, и любимым у множества братьев своих, добиваясь добра народу своему и говоря ко благу всего рода своего.

Источник

24
Объяснение скрытого смысла двух зaповедей, которые мы исполняем в праздник Пурим
М.-М. Каспинов
Источник: «Игрот Кодеш» 1:256, 2:107


Кто друг твой, которому ты посылаешь праздничные угощения

Указание на исполнение одной из заповедей праздника Пурим записано в «Свитке Эстер» следующими словами: «…посылка явств в дар друг другу» (в буквальном переводе эта фраза выглядит немного по другому — «…человек другу своему»). Для исполнения этой заповеди следует посылать (как минимум) одному человеку два разных вида съестных продуктов (один из них должен быть напитком, а другой — каким-либо видом еды). Эти детали закона вытекают из самой фразы, приведенной выше: «другу своему» (в единственном числе) — т.е. одному еврею, «явств» (во множественном числе) — т.е. двух (или больше) продуктов. И дар этот должен быть послан, а не передан и рук в руки — на что указывает слово «посылка» (явств). Принимая во внимание, что каждая фраза (слово и буква) написана Эстер и Мордехаем в «Свитке» обладают максимальной точностью (как и все тексты Святых Писаний), нужно попытаться понять, какой внутренний смысл вложили они в эти слова, а значит и саму эту заповедь.

25
В «Книге Притчей» («Мишлей» 27,10) мы читаем такие слова: «Друга твоего и друга отца твоего не покидай…» В Мидраше «Шмот Раба» и в трактате Талмуда «Шабат» наши мудрецы объясняют эти слова так: «Друг твой и друг отца твоего» — это Всевышний. Это объяснение немедленно вызывает серьезный вопрос: как может творение столь низкого уровня (в силу своей материальности, которая, по сути своей материальности, которая, по сути своей, является самим низким уровнем во всем творении, на котором Божественный Свет скрывается совершенно) называть Бесконечную Сущность Творца своим другом? Ведь понятие «друг» означает близость человека к тому, кого он называет своим другом. Какая близость возможна между бесконечным Творцом и предельно ограниченным творением, какое единство возможно между двумя неизмеримо далекими сущностями?

26
Как это стало возможным

Ответ на этот вопрос содержится в следующих словах шестого Любавического Ребе — Ребе Йосифа Ицхака:

Всевышний даровал еврейскому народу Тору и заповеди. И так как Тора является Божественной Мудростью, а заповеди — желаниями Творца, связанными с Его Сущностью, выходит, что даровав Тору Он как бы «передал» нам Самого Себя. И поэтому, благодаря точному исполнению Его заповедей мы объединяемся с Сущностью Творца, повелевшего их исполнять. Это выражается в самом слове «мицва» (буквально — «повеление»), имеющее тот же корень, что и слово «цавта» — единство, объединение. Та же идея содержится и в словах мудрецов в книге «Поучение Отцов» («Пиркей Авот»): «Заслуга за заповедь — (сама) заповедь». То есть заслугой за исполнение заповеди является единство с Тем, Кто повелел ее исполнять.

27
В качестве иллюстрации этого Ребе приводит такой пример. Представим себе человека предельно простого, совершенно наученного, находящегося возле величайшего мудреца, равных которому нет во всем ре. Такой человек искренне и глубоко ощущает с вое полное ничтожество по сравнению с мудрецом, его непостижимой для столь простого человека мудростью, вся его сущность ничего не значит в его глазах. Пoдобное чувство испытывает также и мудрец по отношению к этому человеку, который, по правде говоря, совершенно не имеет отношения к человеческой категории, к тому, что это понятие (— человек) означает в глазах мудреца. И это ни в коем случае не означает, что мудрец призирает его и испытывает желание от него отстранится (ведь такое отношение к любому еврею, кем бы он ни был, является дурным качеством и запрещено Всевышним) он просто ощущает, что с подобным человеком у него не может быть никакого контакта. И вот, представим себе, что однажды мудрец решил попросить этого человека исполнить какое-то поручение для него.

28
С того момента ситуация изменилась: сам факт поручения, возложенного мудрецом на этого простого, к человека привел к возникновению его новой сущности — теперь он ощущает себя кем-то, кто способен сделать что-то нужное для такого великого и уважаемого человека (ведь именно ему это было поручено). И также в глазах мудреца этот простой и неграмотный человек становится личностью, обретает значимость в его глазах — ведь он вступает с ним в беседу и просит его что-то cделать. И кроме того, само это поручение объединяет столь великого мудреца и человека, находящегося на ступени настолько далекой от него. И понятно также, что по отношению ко всему вышесказанному не имеет никакого значения в чем-то поручение заключалось: было ли это что-то очень важное и нужное для того мудреца или это была вещь простая и обыденная.

29
Что этот пример означает в духовности нетрудно догадаться: «величайший мудрец» намекает на Всевышнего, «простой человек» — это души евреев спустившиеся в самый низкий из миров и облекшиеся в материальные тела и посредством этого, хотя бы внешне, отдалившиеся от Творца (и только в самом внутреннем и глубинном аспекте существует неразрывное единство между еврейским народом и их Небесным Отцом, между «частицей» Божественности, находящейся в еврейском теле и Божественной Сущностью, из которой эта частица исходит), а «поручение» мудреца — это 613 заповедей — желаний Творца, исполнением которых Он решил удостоить еврейский народ. (И хотя у Него нет необходимости в исполнении этих заповедей самих по себе, и Он мог не пожелать их исполнения, однако Он решил желать (избрал) именно эти 613 вещей. И это решение Творца придало этим вещам, материальным заповедям великую важность и ценность (которой они сами по себе не обладали). И поэтому каждый кто их в точности исполняет прикасается с самым дорогим в мире вещам, выполняет самую важную и высокую работу.

30
Из этого объяснения р.Раяц следует, что Всевышний действительно является «другом» еврею, исполняющему Его повеления. Он решил стать близким ему, быть с ним вместе. Он и есть «друг твой и друг отца твоего». Поэтому и написано в «Свитке Эстер» «посылка явств… другу своему» в единственном числе, что намекает в первую очередь на Единственного Творца Мироздания.


Что мы посылаем нашему другу

Но почему все-таки мы должны посылать друг другу подарки содержащие в себе именно съестные продукты и напитки (а не деньги, например.) Принимая во внимание объяснение, приведенное выше, это выглядит, на первый взгляд достаточно странно. И даже учитывая, что в этих вещах, на вид простых и обыденных, содержится глубочайшие намеки на самые высокие понятия, нужно понять, в чем преимущество намека, содержащегося в материальной еде и напитках, повлиявшего на выбор именно этих вещей для исполнения данной заповеди.

31
Тора называет «хлебом» («едой»), ибо, подобно тому как материальная пища становится кровью и плотью человека, частью его тела, так и постигнутая мозгом мудрость Торы облекается в наше создание и становится его частью. Но как еда без питья не приносит пользу телу (и даже вредит ему) так и изучение Торы как философского учения и отрешенной от жизни науки, не имеющего своей целью исполнения на практике повелений — заповедей в ней содержащихся (уподобляется «напитку») не оказывает благотворного влияния на душу еврея (и, более того, может нанести ему вред). Еще одна причина уподобления Торы «еде» состоит в следующем: наподобие того, как посредством еды и питья укрепляется взаимосвязь души и тела, усиливается влияние души на тело, так посредством Торы и заповедей проиcходит влияние Божественного Света на сотворенные миры.

32
Однако в самих заповедях есть две составляющие: заповедь любить Всевышнего и заповедь испытывать страх и трепет перед Ним с одной «стороны» и общность всех остальных 611-и заповедей с другой «стороны» (с одной и другой «стороны» — условно, ибо все 613 заповедей без различия являются желаниями Творца). На две выше упомянутые заповеди, несмотря на свою великую важность, являются лишь как бы «крыльями» для всех остальных (то есть силой, поднимающей все заповеди из мира материального в меры духовные) наподобие крыльев поднимающих ввысь тело птицы. И они уподоблены «золоту» (— страх и трепет перед Всевышним) и «серебру» (— любовь), а не «напитку» как все другие заповеди. И как на деньги (в терминологии мудрецов Талмуда — «золото» и «серебро») человек покупает необходимое ему пропитание (еду и напитки), так и две эти заповеди являются движущей силой, пробуждающих еврея к исполнению всех других заповедей. Поэтому любовь ко Всевышнему является источником всех заповедей «делай», а трепет перед Ним — источником соблюдения всех Его запретов. (Наподобие того как сын из любви к отцу стремится в точности и быстро исполнить все его указания, а из уважения к нему и трепета перед ним воздерживается от нарушения его запретов.

33
Подведем итог всему сказанному выше: еврей (еврейский народ) — «человек» посылает «другу своему» — Всевышнему, «явства» — т.е. свои Тору и заповеди (на которые намекает содержимое посылки — еда и напитки). И именно явства, а не деньги (золото и серебро): ведь в нашем материальном мире любовь ко Всевышнему и трепет перед Ним, даже на их высочайшем уровне (как эти Божественные заповеди) ощутимый в сердце совершенного праведника) несопоставимы с тем, как они были ощутимы душой в мирах духовных, до облачения в тело. И кроме того суть спуска души в этот мир состоит именно в исполнении материальных заповедей и изучении Торы.

34
Но почему все-таки необходимо посылать два вида разных явств одновременно? Потому что посылки «другу» (Всевышнему) лишь одного вида (только еды — Тора или только напитка — заповеди) оставляет место для предположения, что еврей делает то или иное (изучает Тору или исполняет заповеди) только лишь в силу своих природных склонностей к интеллектуальной работе или к активной позитивной деятельности. Однако в этом нет исполнения Воли Творца: ведь если еврей служит Всевышнему он не разделяет между Его повелениями и исполняет все виды заповедей с одинаковым старанием. Именно таким служением Творцу, состоящим в изучении Торы и исполнением заповедей еврей готовит Ему «жилище» в этом мире — делает его пригодным для раскрытия в нем Творца.

35
И последнее что осталось понять. Почему необходимо эти явства «посылать» или передавать через посредника? Разве плохо вручить их из рук в руки? Ответ на этот вопрос таков:
Нельзя забывать, что другой еврей (кому наше послание адресовано) оказывается в праздник Пурим как бы «в роли» Всевышнего (намекает на Него) по отношению к приносящему ему эту посылку. И наподобие того как Тора и заповеди поднимаются в высшие миры только посредством «крыльев» — любви ко Всевышнему и трепета перед Ним, так и наши явства что бы достигнуть адресата нуждаются в посреднике, посланнике (который «исполняет роль» этих «крыльев»). Он то и поднимает их и передает «другу». Таков секрет этой странной пересылки.

36

Подарки бедным

Однако другая заповедь, которую мы исполняем в Пурим — подарки бедным — тоже требует детального объяснения. Но прежде всего надо понять почему Мордехай посчитал необходимым добавить эту заповедь к заповеди «посылка явств».

Все, что сказано выше имеет отношение только к личному служению каждого еврея в отдельности. Поэтому в заповеди «посылка явств» пока еще не находит выражение идея единства между всеми евреями, которое должно быть подчеркнуто в Пурим.


37
Именно эта идея является сутью заповеди «подарки бедным», для практического исполнения которой полагается дать (хотя бы) один подарок, который можно дать как деньгами, так и съестными продуктами, (как минимум) двум бедным евреям. (Имеется ввиду, что наделение двух бедных подарком уже засчитывается как исполнение обязанности, однако, разумеется, если есть такая возможность, следует дать подарки большему числу бедных).

38

«Бедный» (буквально — «нищий») — указывает не только на человека, не имеющего достаточно материальных средств (или не имеющего их вообще), но и на «бедного», «нищего» сознанием, то есть на еврея, в силу тех или иных причин и обстоятельств, мало учившего Тору или совсем не сведующего в ней. И на каждого из нас вложена обязанность приложить максимум стараний, чтобы повлиять на него и помочь ему начать исполнять заповеди и изучать Тору.


39
(В скобках следует заметить, что несмотря на то, что эта помощь со стороны выглядит как некая «помощь свыше» направленная на пробуждение еврея, это не является противоречием тому, что гми, приближение к о севышнему, проистекающее из глубокого внутреннего желания быть близким к Нему. Как тогда, в странах Ахашвероша, евреи сами пришли к раскаянию в тяжелейшем грехе который они совершили (получив удовольствие от участия в пире царя — злодея, совершив публичное осквернение Имени Всевышнего) без какой-либо явной помощи сверху. И в конце-концов: старания приблизить другого еврея ко Всевышнему никак не ущемляют его «свободу выбора», никак не вынуждают его выбрать добро. И поэтому, если еврей, на которого мы пытались влиять, все-таки внял нашим убеждениям и сделал шаг в сторону святости — это является ни чем иным как его личным решением, основанном на его собственном сознании, проявлением его собственной воли. И это вменяется ему в заслугу).

40
Но все-таки почему подарок бедному можно дать как деньгами, так и продуктами? Каким образом лучше повлиять на другого еврея зависит от того каким характером и личным качеством он обладает. Есть например такие, которые по натуре своей склонны обосновывать свои действия на почве широкого и основательного понимания предмета. Есть такие, поведение которых основано в большей степени на эмоциональном восприятии и впечатлении, чем на интеллекте и т.д.. И поэтому один еврей начнет, например, исполнять заповедь тфилин услышав и ясные и логичные объяснения на тему любви ко Всевышнему и трепету перед Ним. Именно благодаря осознанию (на своем уровне) этих духовных понятий он пришел к выводу и почувствовал желание возложит тфиллин. Другой же захотел исполнить эту заповедь без долгих объяснений: на него оказало впечатление то, как другой еврей возлагал тфиллин или то как мальчик с сияющей на лице улыбкой обратился к нему с подобной просьбой и сказал ему несколько простых, но искренних слов исходящих из самого сердца. И он просто не смог устоять и изъявил согласие. И примеров этому множество. То есть чем именно мы пробуждаем другого еврея — не важно: все пути хороши.

41
Поэтому бедным можно дарить как деньги, так и продукты. Что проистекает из того, что «бедному» в духовном смысле можно «дать» или объяснения духовных понятий любви ко Всевышнему («серебро») и трепета перед Ним («золото») или привлечь его каким-либо образом к исполнению Торы и заповедей («еда» и «напитки»). И поэтому даже дать что-то одно — достаточно: ведь главное что бы цель была достигнута — чтобы «бедный» пробудился и приблизился ко Всевышнему. (И даже мы даем ему то, что ближе нашей натуре: человек более интеллектуальный склонен больше к влиянию на уровне разума, ему это проще и ближе. Другой, более активный и деятельный склонен больше к влиянию на уровне практическом и т.д. Главное результат — чтобы «бедный» или более того «нищий» сознанием, несведущий в Торе еврей начал исполнять заповеди и изучать Тору Всевышнего.

42

А то, что недостаточно дать подарок только одному бедному, а именно двум (и больше) содержит в себе еще один очень неожиданный намек:

Есть два вида «бедных» в духовном смысле — двое, которые испытывают нехватку (скрытие) Божественного света: тело еврея и его животная душа. Ведь «душа разумная» (а тем более душа святая) не является в действительности «бедной» (ведь она гораздо более близка к свету исходящему от святой души). И именно всеми силами постарается помочь двум этим «бедным», дав им подходящие «подарки»: пробудив каждого из них к служению Творцу.

Источник


43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

678

68

69

70

71

72

73

74

75

Опубликовано 23.03.2010

Комментировать

К оглавлению раздела

ЕВРЕЙСКОЕ МУЖЕСТВО СЕГОДНЯ: ФОРПОСТЫ, ПОСЕЛЕНИЯ, ПОСЕЛЕНЦЫ, ЖИЗНЬ ЗА "ЗЕЛЁНОЙ ЧЕРТОЙ"

На главную сайта

      

ВВЕРХ